Кравченко Е.Г.
|
|
Становление рыночных отношений повышает, а в некоторых случаях радикально изменяет требования, предъявляемые к кадрам, которые готовит высшая школа. В процессе деятельности организаций меняются роль и функции специалистов, соответственно изменяются и требования, предъявляемые к их знаниям и способностям. Эти процессы сопровождаются ростом конкуренции на рынке труда. В последние 10 лет произошел очередной виток экономических преобразований, сложилось современное гражданское общество, тем самым по-новому оформилась система государственных институтов, укрепилась государственная власть. В экономике произошли процессы, под влиянием которых, наблюдается интенсивный рост новых видов деятельности, профессий, появление профессий совершенно непривычных для отечественного опыта сферы предпринимательской деятельности: информационный бизнес, консалтинг, информационно-аналитическая деятельность и др. На рынок выходят фирмы, торгующие компьютерной техникой, компьютерными технологиями, электронными ресурсами, услугами Internet. Рыночная экономика востребовала также управленческие кадры нового типа: специалистов с нетрадиционным образом мышления, самостоятельно ориентирующихся в финансовых, правовых вопросах, учитывающих специфику сферы бизнеса. Рыночная экономика подразумевает острую, порой недобросовестную конкуренцию, необходимость бороться за рынки сбыта, а потому специалисту, который занимается вопросами финансов, инвестиций, проблемами формирования общественного мнения, имиджа организации, ее рекламной политики фирмы, важно владеть специальными знаниями в этих направлениях деятельности. Изменение самой информационный сферы и кадрового состава в ней влекут за собой необходимость динамично корректировать подготовку специалистов этого профиля, в частности, обновлять специальности и специализации, перестраивать организацию учебного процесса, вести поиск наиболее эффективных форм и методов обучения. На примере опыта факультета менеджмента и социально-информационных технологий Московского государственного университета культуры и искусств можно убедиться, что появление таких специальностей, как «Менеджмент в социальной сфере» и «Информационные системы в социально-культурной сфере» стало ответом на вышеперечисленные задачи практики. Спрос на рынке труда сегодня характеризуется рядом новых закономерностей и тенденций, среди которых процессы информатизации, появление новых областей и видов профессиональной деятельности (таких как менеджеры, маркетологи, специалисты по Public Relation, специалисты по информационным технологиям, информационной безопасности, избирательным технологиям и т.п.). Если первоначально факультет предлагал несколько специализаций: «Менеджер информационных и коммерческих служб», «Технолог автоматизированной обработки информации», «Референт информационных и коммерческих служб», что явилось первой попыткой выявить специфику практики, то затем в процессе разработки изначально избранных факультетом специальностей, нарабатывался педагогический опыт, укреплялся состав кафедр (аспиранты, привлечение специалистов из других вузов, практиков, работающих в профильных государственных и коммерческих структурах) и по мере углубления в специфику каждой новой специализации, уточнения профиля подготовки с учетом требований времени, целый ряд специализаций изменялся. Появляются новые дисциплины, а впоследствии и новые специализации. В появлении новых специализаций можно выделить два момента. Первый – это внутренний процесс (осмысление места в социальной сфере, научный потенциал, программное обеспечение учебного процесса, внутренние резервы факультета), второй – маркетинговый подход, т.е. постоянное отслеживание кадрового рынка и анализ ситуации в отрасли, а также появление новых тенденций в менеджменте и новых информационных технологий. В процессе развития факультета и при поддержке интеллектуальных спонсоров разрабатывались все новые специализации, включающие ранее не изучаемые курсы, дисциплины, необходимые для подготовки специалистов с учетом требований современного рынка труда. Возникла необходимость привлечения специалистов, непосредственно работающих в том или ином направлении, так как студентам очень важны не только теоретические, но и практические знания и навыки. Сегодня среди специализаций предлагаемых на рынок труда: информационный менеджмент, административный менеджмент, менеджмент по управлению персоналом, финансовый менеджмент, менеджмент безопасности, специалист по избирательным технологиям, маркетингу информационного рынка, информационному анализу и консалтингу, связям с общественностью в информационном предпринимательстве и др. Новые специализации – результат гибкой реакции на быстро меняющиеся требования рынка и в какой-то мере борьба за место на рынке образовательных услуг. |